Истоки санскритской метрики

В самых ранних памятниках индийской словесности — Ведах — мы находим уже развитую систему стихосложения с множеством стихотворных размеров.

Метры (чхандас) в древней Индии часто обожествлялись и персонифицировались (обычно в образе мифических птиц супарн), наделялись чудесными свойствами, поэтому им приписывалась еще и магическая функция. Так, например, гаятри, наиболее почитаемый метр, состоящий из трех пад (т.е. структурных единиц строфы, см. ниже) по восемь слогов в каждой, использовался для обретения единства с Брахманом — абсолютом. Триштубх (4 пады по 11 слогов) — метр кшатриев и царской власти. Ушных, состоящий из 28 слогов, символизирует в Ведах жизнь, следовательно, с его помощью добивались долгой жизни. Джагати (12 слогов х 4 пады) и панкти (8 слогов х 5 пад) — для обретения обильного скота. Брихати (36 слогов) — для славы и признания. Ануштубх (8 слогов х 4 пады) — для обретения места на небесах. Вирадж (30 слогов) — для обильной пищи. В дальнейшем, в классическую эпоху, из старых ведийских возникло множество новых стихотворных размеров.

Несколько слов необходимо сказать о слове “chandas”, которое индийцы употребляют для обозначения метрической речи. Слово это весьма древнее и зафиксировано уже в Ригведе. Существует популярная этимология, восходящая к литературе брахман и упанишад, где излагается миф о том, как боги, убоявшись смерти, проникли в тройное знание (три Веды) и закрылись (защитились) чхандасами (chandobhir acchādayan, Чхандогья-упанишада 1.4.2), т.е. здесь слово возводится к корню “chad” — “покрывать”. Подобное толкование встречается в Шатапатха-брахмане (8.5.1.1). Эту же этимологию предлагает Яска в “Нирукте”, но, вероятно, заимствуя ее из брахманической литературы. Такой ход мысли вполне оправдан, ибо, как было сказано выше, метрическая речь выполняет функцию сохранения, тем более, если речь идет о священном знании. Знаменитый комментатор Вед Саяна поясняет, что “метрическая речь защищает варны-фонемы” (комм, на Дайвата-брахману 3.19). В санскрите есть еще один омонимичный корень “chad”, означающий “стремление”, “желание”, “проявление воли” (Дхатупатха 1.801: “chadī ūrjane”), а также зафиксировано и омонимичное отглагольное имя “chandas” в значении “стремление, желание”. Возможно, оба слова родственны и современные исследователи склонны возводить данное слово ко второму корню. Т.е. данное слово можно было бы понять как “стремление выразиться”.

Источник: Введение в классическую санскритскую метрику. Тавастшерна С.С.